Главная » Файлы » Мои файлы

Научные принципы действия «внутренней силы-цзинь» тайцзи цюань
30.10.2011, 21:11
      Теоретическая основа боевых принципов тайцзи-цюань заложена в классических трактатах по этому искусству. Много сил для научного обоснования этих принципов отдали такие первые исследователи данной области, как мастера Сюй Чжии и У Тунань. Уже в начале тридцатых годов они попытались объяснить боевые принципы тайцзи-цюань с точки зрения современной биологии и механики. Боевые принципы тайцзи-цюань есть ничто иное, как «перевернутое наоборот» кулачное искусство Шаолиня, эти принципы провозглашают «мягкостью преодолевать жесткость», «покоем контролировать движение», «медленностью контролировать скорость», «слабостью побеждать мощь» их также хорошо можно выразить фразой «двумя лянами сдвинуть тысячу цзиней».
      Что касается теории тайцзи-цюань, то исключая тайцзи-цюань стиля Чэнь, обычно все используют следующие трактаты: Ван Цзуньюэ «Суждение о тайцзи-цюань» Чжан Саньфэн «Суждение о тайцзи-цюань», «Искреннее разъяснение к практике мастерства тринадцати позиционных основ», «Речитатив о тринадцати позиционных основах», «Речитатив о рукопашном бое». Изложение данных теоретических постулатов ведется чрезвычайно тонко и с высокой степенью обобщения. По этой причине возникает сомнение в том, а каждый ли может понять трактаты, написанные на столь сложном уровне? При этом людей уже не устраивает и только комментаторский подход к анализу этих текстов. Сейчас требуется научное исследование заключенных в тайцзи-цюань принципов, что позволит обеспечить дальнейшее развитие этого боевого искусства.
     Научные принципы действия «внутренней силы-цзинь» тайцзи-цюань
     Во многих работах по тайцзи-цюань затрагивается вопрос о внутренней силе-цзинь делаются разного рода разъяснения, часто говорят о том, что после длительного времени занятий тайцзи-цюань внутренняя сила-цзинь начинает вырабатываться естественным образом, что она отличается от простой грубой физической силы  человека. Но так очень трудно объяснить людям, что же все-таки это за сила. Такое объяснение, во-первых, не может в полной мере удовлетворить запросы занимающихся относительно требований к тренировке данного вида силы, а во вторых, это опять таки и не совсем соответствует действительности. Можно тренироваться десять лет, а можно и не один десяток лет, да так и не вытренировать у себя внутренней силы и не узнать, что это вообще такое, и таких людей много. Таким образом, внутренняя сила не есть что-то само собой появляющееся в процессе тренировок тайцзи-цюань. В наше время необходимо объяснять ее с точки зрения современной науки, освободить это искусство от налета таинственности, мистики и сделать так, чтобы люди смогли вытренировать внутреннюю силу в наиболее короткие сроки.
   Что же такое внутренняя сила-цзинь и каковы ее качественные показатели? Особенно важно сопоставить «внутреннюю» силу-цзинь с «внешней» силой-цзинь. С давних пор мастера тайцзи-цюань относят шаолиньское кулачное искусство к «внешнему» направлению, а то, каким образом перемещается в нем сила-цзинь, и определяется как «внешняя» сила-цзинь. Если рассматривать понятие силы-цзинь в ушу с позиций реального, боя, то оно представляет собой некий единый, целостный комплекс из нескольких составных частей, включающий в себя три процесса: возникновение силы, ее транспортировка и производимый эффект. То есть это означает, что в теле субъекта А возникает сила, проходит по его телу и производит некое действие на тело субъекта Б, вызывая тот или иной эффект. Чтобы прояснить сущность внутренней силы, рассмотрим сначала «путь перемещения силы» в шаолиньском кулачном искусстве. Возьмем для примера прямой удар кулаком в лицо. В шаолиньском кулаке он осуществляется следующим образом: «осадить поясницу», оттолкнуться стоящей сзади ногой, сделать шаг, согнуть руку и, взрывным способом вытянув ее, нанести удар кулаком. Особенностями такого удара являются жесткий, мощный «выпуск силы» и достаточно длинная траектория движения кулака. Кулак выходит от бедра и проходит на расстояние вытянутой руки, да еще вместе с шагом это составляет 1,5 - 2 м (то есть шаг плюс длина руки). С точки зрения понятийного аппарата физики этот процесс можно определить, как произведение двух составляющих - массы и скорости. Количество движения, производя эффект на тело противника, выступает здесь как импульс, то есть речь идет о произведении составляющих -  и применяемой силы. Импульс есть превращение количества движения, и если стремиться к тому, чтобы сила воздействия на тело противника была больше, необходимо, чтобы время удара было короче. Это и обуславливает причину таких требований в шаолиньском кулаке, как «жесткость» и «быстрота» Теперь посмотрим на путь перемещения силы в тайцзи-цюань. В трактате Ван Цзуньюэ «Суждение о тайцзи-цюань» говорится: «Все [школы боя] не выходят за рамки того, что сильные угнетают слабых, а медлительные уступают быстрым - только и всего. У кого есть сила бьют тех, у кого нет силы, руки медленные уступают рукам быстрым, все это касается врожденных способностей и никак не связано с тем, чтобы изучить силу и ввести в действие [свое знание]». Поскольку требованием в тайцзи-цюань является «слабостью победить мощь», «малой силой победить большую», что для внешней силы-цзинь невозможно, отсюда и появляется понятие внутренней силы-цзинь. Понятие внутренней силы в тайцзи-цюань выдвигается не в смысле только исключительно для того, чтобы «слабостью побеждать мощь», еще более активно используется «малой силой победить большую». Таким образом, нужно стремиться выяснить, как в полной мере раскрыть факторы эффективности собственной силы. Повысить эффективность силы можно за счет двух моментов: 1) сократить нефункциональный расход силы в организме, 2) предельно повысить ударную эффективность силы на тело противника, эти два положения должны взаимно дополнять и взаимно образовывать друг друга. В «Суждении о тайцзи-цюань» Чжан Саньфэна есть такие слова: «Как только [вы] двинулись, все тело сразу же нужно сделать легким и подвижным ...», а в «Искреннем разъяснении к практике мастерства» говорится следующее: «При выпускании силы-цзинь необходимо погрузить [всю ци] вниз до конца и полностью расслабиться». Здесь «легкость-подвижность» и «полное расслабление» как раз и говорят о том, как сократить расход силы в организме. В «Суждении о тайцзи-цюань» Чжан Саньфэна есть еще такие слова: «[правильно] выбирать момент и [правильную] позицию», а в «Суждении о тайцзи-цюань» Ван Цзуньюэ такие: «четырьмя лянами сдвинуть тысячу цзиней». Здесь говорится о раскрытии в полной мере эффективности использования силы, то есть выпуск силы должен быть произведен в нужный момент, и атака должна быть произведена в подходящее место. Достичь высшей искусности в применении силы - в этом и заключена вся полнота понятия внутренней силы. Отсюда видно, что внутренняя сила вовсе не является некой волшебной силой. Есть люди, которые утверждают, что по телу гуляет некое «раскручивающееся по спирали семя-цзин», это все старые мистические заблуждения, никак не подтверждаемые наукой, которые не имеют никакой пользы для изучения тайцзи-цюань, а только привносят ощущение волшебства и таинственности. Наша же забота состоит в том, как вытренировать внутреннюю силу и правильно ее использовать.
    (1) Технология образования внутренней силы
    Путь прохождения силы-цзинь в бою можно представить в виде следующих этапов: источник силы - транспортировка - точка приложения. Где же расположен источник силы в тайцзи-цюань? Информацию об этом сейчас можно получить из обнародованных классических произведений. В «Суждении о тайцзи-цюань» Чжан Саньфэна имеется такое высказывание: «Основание [силы] в ступнях, [из них она] выпускается через ноги, руководит ею поясница, а [окончательное] воплощение свое она находит в пальцах рук». Смысл высказывания в том, что источник силы заключен в ногах.
    В «Речениях о боевом применении»  из «Собрания традиций тайцзи-цюань семьи Чэнь»  есть такие слова: «сила поднимается из ног». А вот в «Искреннем разъяснении к практике мастерства тринадцати позиционных основ» говорится, что «сила исходит из хребта», и у Ли Июя в его «Тайных наставлениях, заключенных в пяти иероглифах», сказано: «Сила-цзинь поднимается из пяток, управляется областью поясницы, воплощается через пальцы рук, исходит из спины и хребта». Так, в конце концов, сила исходит из ног или из хребта? Почему некоторые из основателей тайцзи-цюань считают, что сила исходит из ног, а некоторые - что из хребта. Автор полагает, что понимание этими людьми происхождения биологической силы формировалось тогда, когда они еще не могли быть знакомы с положениями современной науки о том, как возникает и как вырабатывается биологическая сила. Если же посмотреть с точки зрения современной биологии, то сила возникает за счет ослабления и сокращения сухожилий. Поэтому можно говорить о том, что любая часть человеческого организма может производить силу. К примеру, если вас подвесить в воздухе так, чтобы ваши ноги оказались на расстоянии от земли, то вы все равно можете обеими руками выпустить силу и атаковать противника. В этот момент, откуда же исходит сила? Но мы все-таки не должны столь упрощенно приходить к заключению. «Сила исходит из ног» - здесь речь идет о силе, которая вырабатывается сухожилиями нижних конечностей человеческого тела, при этом используется сила противодействия при отталкивании от земли. Эта сила из ног передается в поясницу, в хребет, в предплечья и окончательно проявляется в пальцах рук, которые и оказывают воздействие на противника. И, конечно же, происходит «проявление в пальцах и руках», здесь действует не только та сила, которая производится сухожилиями нижних конечностей, сюда также включается сила мышц спины и сухожилий верхних конечностей. Потому опять-таки имеется и такое высказывание, как «сила выходит из хребта». В классических произведениях говорится: «поясница является центральным узлом», либо же: «управление исходит из поясницы», это очень точно. Поясница расположена между верхней и нижней частями человеческого тела, она является чрезвычайно важным связующим звеном, поэтому создатели тайцзи-цюань всегда с повышенным вниманием относились к функции поясницы.
    (2) Транспортировка внутренней силы
    Здесь мы будем говорить о физической силе-ли вообще, а не о вытренированной силе-цзинь, потому что физическая сила представляет собой один из базовых терминов в физике, ее можно измерить и проводить с ней испытания. А сила-цзинь - это более абстрактное понятие, которое не поддается измерению. Внутренняя физическая сила - это та сила, которая заключена в человеческом организме, а не та внутренняя сила-цзинь, о которой говорят в тайцзи-цюань.
    Оставим в стороне тезисы «сила выходит из ног» или «сила выходит из хребта» - она в конечном счете достигает пальцев рук, которые производят определенное воздействие на противника, все это осуществляется через некую систему транспортировки силы. Перемещение силы в биологических объектах отличается от аналогичного процесса в деталях машины, где на одном конце механизма происходит приложение силы, на другом его конце непременно вырабатывается соответствующая по величине и направлению сила. В человеческом организме все происходит не так, воздействие ступней на землю производит силу противодействия, которая по сложной системе транспортируется как биологическая сила по сухожилиям, костям, сочленениям и т. д., в результате чего она может вообще быть сведена на нет этой системой транспортировки и бесследно исчезнуть. Это потому, что передача биологической силы опирается не на жесткое тело предмета, а на импульсное передвижение по сокращающимся мышцам и сочленениям. Основатели тайцзи-цюань, хотя и не могли быть знакомы с научными принципами биомеханики, однако в процессе практики они сами дошли до их понимания опытным путем. И потому им удалось объединить свои находки в целостный комплекс боевых и тренировочных методов, который позволял повышать и мощь биологической силы, и эффективность ее транспортировки. Во фразе из «Искреннего разъяснения к практике мастерства тринадцати позиционных основ»: «При выпускании силы-цзинь необходимо погрузить [всю ци] вниз до конца и полностью расслабиться» - ключевым является иероглиф (сун, ослаблять, расслабление). Только когда мышцы и сухожилия находятся в состоянии ослабления, а суставы под действием расслабления расправлены, становится возможной наибольшая эффективность транспортировки силы. Об этом исчерпывающе точно сказано в книге Чэнь Яньлиня     «Комплексное издание материалов по тайцзи-цюань, сабле-дао, мечу-цзянь, шесту-гань и рукопашному бою», он пишет: «Во время выпуска силы необходимо стремиться к тому, чтобы все тело составляло единое целое, ее выход должен происходить бессознательно, сам по себе            чем меньше выпускающий силу чувствует ее присутствие, тем сильнее ощущение ее тяжести у принимающего. И наоборот, когда при выходе силы вы нагнетаете глубину ее ощутимости и ярость, атакуемый вами вовсе не получает всю тяжесть того, что у вас в идеале задумано. Причина этого заключается в том, что если выпускающий ощущает силу, она далеко не полностью просачивается вовне, если же у вас нет ощущения силы, значит она уже вся просочилась. Потому выпускание силы подобно выпусканию стрелы, когда «в сгибании стремятся к прямоте», только тогда все целиком будет извергнуто без промедления и ни одна малейшая частичка силы не задержится в руке. Все случаи, когда нарушается беспрепятственность выпуска силы, происходят из-за так называемых «трех остановок»               Если говорить о верхних конечностях, здесь первая остановка происходит в области плеч, вторая - в вывернутых локтях, третья - в основании ладоней. Если говорить о нижних конечностях, здесь первая остановка происходит в области бедер, вторая - в коленях, третья - в ступнях. Если говорить о центральной части тела, здесь первая остановка происходит в области груди, вторая - в животе, третья - в даньтяне». Отсюда видно, что причиной невысокой эффективности выпуска силы чаще всего является расход силы в процессе ее перемещения по системе транспортировки. Каким же образом можно научиться контролировать эффективность перемещения силы по системе транспортировки? Господин У Тунань  в книге «Исследования по тайцзи-цюань» говорит о необходимости тренировки «мастерства расслабленности» Он пишет: «В тренировке мастерства, прежде всего необходимо тренировать мастерство расслабленности, это мастерство расслабленности может оказаться довольно непростым. Здесь помимо области черепа, все остальные части должны быть расслаблены, начиная от пальцев ног к щиколоткам, коленям, пояснице, плечам, плечевым частям рук, предплечьям, запястьям, пальцам рук и семи шейным позвонкам». Что касается так называемого «девятичленного расслабления» (то есть девять сочленений: щиколотки, колени, бедра, поясница, плечи, шейные позвонки, локти, запястья и пальцы), либо расслабления по «восьми частям» (стопы, нижняя часть ноги до колена, бедренная часть ноги, позвоночник и спина, плечевая часть руки, предплечье, ладони, пальцы), в каждом фиксированном положении их необходимо расслаблять. Если таким образом тренировать тайцзи-цюань, то время исполнения комплекса удлинится в один-два раза, при этом двигательная нагрузка ( увеличится в два-три раза. Цель тренировки мастерства расслабленности состоит в том, что помимо повышения эффективности перемещения биологической силы по системе транспортировки, одновременно увеличивается и само количество производимой биологической силы. Насколько много вырабатывается биологической силы определяется тем, как велика разница между расслаблением мышечных сухожилий и их сокращением. Тренировка мастерства расслабленности позволяет увеличить эту разницу, увеличивая тем самым и производство биологической силы. Смысл канонического высказывания «собираешь силу - словно натягиваешь лук» означает высшую степень сокращения мышц, а фраза «выпускаешь силу - словно отпускаешь стрелу» означает высшую степень их расслабления. Таким образом, очевидно, что чем больше разница между этими двумя компонентами, тем больше количество вырабатываемой биологической силы.
     (3) Эффективность применения ударной силы
     То, о чем говорилось выше, касалось источника силы и ее транспортировки. Теперь же мы поговорим об эффективности применения ударной силы, то есть об эффекте, который она производит на тело противника. В «Каноне кулачного искусства» сказано: «Кисти рук поднимаются мягко, с шагом вперед левая кисть направляется к груди, правая опирается на пупок, руки с силой приставляются к телу противника, и только когда кисти приставлены, без промедления производится выброс». И еще есть одно место: «Если контакта-сцепления еще нет, ни в коем случае не делай выброс. Как только установился контакт - сразу используй толчок, убери плечи, распрями запястья, согни корпус и смещайся вперед на шаг». Здесь в обобщенном виде описывается метод выпускания силы – момент и точка приложения силы. Что касается способа перемещения силы в тайцзи-цюань, то руки выносятся очень легко, без усилия, поэтому и появилась эта фраза о том, что «кисти рук поднимаются мягко». Фраза «руки с силой приставляются к телу противника» означает, что руки в тайцзи-цюань должны очень быстро входить в сцепление-контакт с каким- либо местом на теле противника, это и называется термином «чжань» (контакт-сцепление). Фраза «только когда кисти приставлены, без промедления производится выброс» означает, что как только вы вошли в контакт с телом противника, это должно вызвать у него определенную реакцию, его тело встряхнется, и это небольшое колыхание уже лишит ступни опоры. «Выброс» означает «выпускание силы» - как только вы ухватили этот еле уловимый момент, сразу «выпускайте силу». Во фразе «убери плечи, распрями запястья, согни корпус и смещайся вперед на шаг» говорится о методе «выпускания силы». Когда мы «выпускаем силу» в противника, для того, чтобы с легкостью сделать выброс внутренней силы и чтобы при этом эффективность ее транспортировки была высокой, необходимо «убрать плечи», то есть ослабить и разомкнуть плечевые суставы. Что касается запястий, то они при контакте с телом противника находятся в вертикальном положении, а потом внезапно становятся распрямленными. Одновременно с этим пальцы рук также внезапно распрямляются, как только они вошли в соприкосновение с телом противника, это называют «взрывными пальцами». Верхняя часть корпуса из согнутого положения во время продвижения вперед вырастает в длину на шаг. Эти «распрямление запястья» и «вытягивание пальцев» увеличивают растяжение всей руки. От момента контакта с телом противника до полного выхода в него ударной силы, длина удара будет составлять около одного чи. Если к этому еще добавить удлинение корпуса на шаг, то получится непрерывное толкающее сопровождение удара. Это практическое мастерство образуется за счет некой физической величины, которая есть произведение «внешней силы» плюс функциональное использование расстояния. Функциональное воздействие удара в тайцзи-цюань на тело противника очень большое именно за счет длины проходимого по нему расстояния, в то время как воздействие удара шаолиньского типа, начинающего производиться на расстоянии в пустом пространстве, гораздо короче. Таким образом, в плане затрат энергии (мастерства) для оказания определенного воздействия на противника, в тайцзи-цюань тратится гораздо меньше сил. Нанесение удара в шаолиньском кулаке производится в обстановке, когда стопы противника еще не потеряли устойчивости. В тайцзи-цюань же «выпуск силы» осуществляется, когда пятки стоп противника уже оторвались от опоры и он не устойчив. Принцип действия «четырьмя ляпами сдвинуть тысячу цзиней» как раз в этом и состоит. В наше время находятся люди, которые сомневаются в возможности «отбросить человека подобно выстреливаемому заряду». Мы можем сказать, что для того, чтобы сделать это, необходимы два условия. Первое, чтобы уровень мастерства одной из противоборствующих сторон был явно выше, чем у другой. Второе - это, чтобы при выпуске силы было соблюдено правило «выбрать момент и позицию» а именно это означает, что должны быть хорошо скоординированы момент ее выпуска, ее динамика  и точка ее приложения. Сейчас людей, которые могут выполнить это на высоком уровне, не много. Для этого, во-первых, необходимо пройти школу очень высокого уровня, во-вторых, иметь хорошие индивидуальные данные, в-третьих, необходима упорная, настойчивая тренировка, в-четвертых, нужно приобрести большой опыт реальных схваток. Если из этих четырех моментов упустить хотя бы один, то уже ничего не получится.  
Категория: Мои файлы | Добавил: sich522
Просмотров: 1847 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.3/3